Меню сайта
Главная » 2007 » Октябрь » 5 » Общенациональная газета «Россiя»: В реабилитации отказать
Общенациональная газета «Россiя»: В реабилитации отказать
19:05

Генеральная прокуратура РФ признала членов семьи последнего российского императора Николая II не подлежащими реабилитации. Такое вполне ожидаемое и прогнозируемое решение было принято «в связи с отсутствием в отношении них обвинения и соответствующих решений судебных и несудебных органов, наделявшихся судебными функциями». Ранее суд обязал Генпрокуратуру рассмотреть заявление Марии Владимировны о реабилитации царя-мученика и членов его семьи, убитых в 1918 году большевиками. Теперь судьбой прошения о реабилитации, поступившего от потомков Николая II, займется Верховный суд.

 

Свое видение этой проблемы мы попросили высказать директора Московского мемориального музея Российской Императорской Фамилии Николая Лукьянова, одного из зачинателей монархического движения в СССР. Еще в 1989 году он присоединился к комиссии по вскрытию места захоронения и исследованию предполагаемых останков царской семьи во главе с иеродиаконом Дионисием (Макаровым), а в 1990 году организовал распространение в СССР эмигрантской газеты «Наша страна», выходящей на русском языке в Аргентине.

 

- Николай Николаевич, давайте расставим все точки над «i»: о какой собственно реабилитации идет речь?

 

- Государственная власть выразила свое отношение к личности императора, похоронив его с официальными почестями в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге в усыпальнице российских самодержцев. Наша Церковь причислила императора Николая Александровича и его семью к лику святых как страстотерпцев. Тем самым она в сознании верующих людей возвела их на высшую степень достоинства. При этом Церковь не стремилась к тому, чтобы обязательно добиться реабилитации в светском, республиканском государстве, поскольку она смотрит на события земной истории с точки зрения вечности, - и это абсолютно правильная, лишенная сиюминутной конъюнктуры позиция. Кстати, по мнению заместителя главы Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) епископа Марка, «продвижение идеи реабилитации - это попытка ломиться в открытую дверь».

 

- Но Церковь в лице Московской патриархии выразила в свое время сомнения относительно подлинности царских останков?

 

- Это был не тот случай, когда поспешность - залог успеха. И хотя вопрос о принадлежности этих останков семье Николая II для Церкви остается пока еще открытым, государство организовало торжественное перезахоронение, признавая останки принадлежащими царской семье. Что касается реабилитации, то сами потомки Романовых исходили из следующего: если юридическая процедура состоится - это хорошо, если ее не последует - да, печально, но после канонизации это уже не играет принципиальной роли. Понятно, что расправа в подвале дома Ипатьева явилась величайшим злодеянием и решение принималось не на Урале, но сводить все до уровня бумажной возни в республиканских судах - это дурной тон и профанация идеи. Еще раз подчеркну: с точки зрения нравственной и правовой святые, безусловно, не нуждаются ни в какой политической реабилитации.

 

- То есть вы не разделяете позиции тех людей, которые добиваются реабилитации членов царской семьи как жертв политических репрессий?

 

- Поймите, вопрос нужно ставить в контексте осуждения коммунистического режима, жертвами которого являлись многие миллионы людей самых разных национальностей. В Москве станция метрополитена носит имя одного из организаторов расправы над царской семьей - Войкова. Что мешает властям ее переименовать? А Свердловская или Ленинградская области - они что, спрашивается, существуют в неком другом параллельном государстве? Люди, простые люди должны понять, насколько ущербной и аморальной является подобная шизофрения общественного сознания.

 

- Так вы поддерживаете решение Генеральной прокуратуры?

 

- Я бы хотел отметить два обстоятельства. Первое. В России происходит скрытая реабилитация советского прошлого, и поэтому некоторым силам очень не хочется представлять царскую семью как жертв того режима. Властям гораздо удобнее представить их в качестве жертв уголовного преступления. Ну а такие люди, соответственно, в реабилитации не нуждаются. Иначе может встать вопрос о реституции, о возвращении имущества.

 

- Кому, интересно?

 

- Вот это второе обстоятельство, которое вынуждена учитывать Генеральная прокуратура. Нынешние потомки Романовых подразделяются на две неравные части. С одной стороны, это ассоциация во главе с живущим на Западе князем Николаем, объединяющая почти всех Романовых, - эта организация абсолютно ни на что не претендует. С другой стороны, мы имеем дело с «российским императорским домом», в который входят граждане РФ (?!): престарелая княгиня Леонида, ее дочь Мария («императрица Мария I», проживающая в Мадриде) и внук Георгий. Так вот, нежеланием давать этим особам какие-либо преференции и продиктована (в том числе) позиция властей.

 

- Но другие Романовы молчат! Именно Мария Владимировна поставила вопрос о реабилитации в конкретную плоскость.

 

- Я уже обосновал позицию потомков Романовых. Она корректна и находится вне политики: по нынешним республиканским законам царская семья не подлежит реабилитации. Такова объективная реальность. Но есть еще один момент - морально-этический. Кто нынче выступает с прошениями о реабилитации? Внучка государева кузена, совершившего двойное предательство: династическое (морганатический брак) и военное, в феврале 1917 года, когда Кирилл Владимирович увел вверенный ему Гвардейский флотский экипаж и тем самым оставил без охраны императрицу, наследника и цесаревен. И это, не будем забывать, в военное время! В марте он говорил газете «Биржевые ведомости», что «и сам испытывал тиранию царской семьи».
      ...Как вы знаете, в 1990 году я был судим товарищеским судом и уволен из органов МВД «по служебному несоответствию». После того, как моему руководству стало известно, что я занимаюсь распространением брошюры «Царствование Николая II в цифрах и фактах» и других монархических материалов. Так неужели человек, который почти всю свою жизнь занимается монархической идеей, находясь в здравом уме и твердой памяти, выступал бы против настоящей реабилитации? Просто всему свое время и место.

 

Беседовал Матвей Сотников

 

Наша справка

 

Первый раз Мария Владимировна обратилась в Генеральную прокуратуру в декабре 2005 года. Через два месяца последовал отказ. 14 ноября 2006 года Тверской суд Москвы признал незаконным это решение, обязав прокуратуру повторно рассмотреть прошение «кирилловичей». Решение Тверского суда в мае 2007 года поддержал Московский городской суд. 
        Прокуратура выполнила требование судебных органов, рассмотрев повторно причины гибели императора Николая II и членов его семьи. Дальним потомкам вновь отказано в прошении, причем свое заключение прокуратура направила согласно статье 8 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РФ, которая должна поставить точку в этом деле.

 

© Общенациональная газета «Россiя» № 38, 4 – 10 октября 2007 г.

Просмотров: 971 | Добавил: monarchcenter | Рейтинг: 5.0/2 |
Форма входа
Календарь новостей
«  Октябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ресурсы ВМЦ
Статистика
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz