Начинаешь читать изданную 50-тысячным тиражом книгу безымянных авторов и думаешь: «Наконец-то появилась книга, простая по изложению и глубокая по смыслу. Указывающая стратегическое направление развития России, ставящая первой задачей – поиск людей, способных мыслить стратегически, – веками, континентами, цивилизациями». Но с первых же страниц не оставляет ощущение того, что что-то в ней не то. Вроде бы всё верно: и критика демократии, современной российской элиты, и неизбежность монархии, а вот не то. Недосказанность какая-то. Понимаешь, что авторы провели огромную работу, собрали ценное – с миру по нитке – в своём «проекте», но всё же чего-то не хватает. Потом это слово – «проект»… У историка и публициста Егора Холмогорова вышла недавно книга «Русский проект». Почему это слово стало применятся часто к жизни людей, судьбе народа и России? Ведь оно какое-то стороннее, подразумевающее влияние извне. Сразу возникает ассоциация с политтехнологией, пиарщиками, «архитекторами»; ощущение чего-то неорганичного, искусственного, насильственно привнесённого.
Россия – Третий Рим, Москва – Новый Иерусалим! Нельзя «спроектировать» то, что записано на Небесах. Можно только стараться соответствовать Замыслу.
В деле исследования Писания рационализм, логика не помогут, нужна глубокая вера и смиренное сердце. А без этого ничего не понять, потому что «человеческая история кончилась, началась божественная». Написавшие сей труд люди, несомненно, верующие, но их вера рассудочная и не православная. Поэтому из Библии взяты цитаты, часто не соответствующие контексту; а Вольтер, Руссо, Окуджава и т.п. – не авторитеты для России, но их высказывания используют авторы для подтверждения правоты своей позиции. Кроме того, налицо попытка удовлетворить, объединить всех, вместо нелицеприятной критики, в борьбе против демократии, но это ни к чему хорошему не приведёт. Чистая идея не терпит компромиссов. Попытка авторов попахивает «справедливым миром», белым масонством и заставляет вспомнить «Поэму о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского, со знаменитой фразой: «Зачем Ты пришёл?».
«Россия опасна для США в первую очередь не своей экономикой, а своим потенциалом. На сегодня это единственная Христианская империя, сохранившая религиозный фундамент», – пишут авторы. Всё правильно. Но Россия опасна не только США, мешает не только Единой Европе, но и Китаю, и ассоциированным с ним нефтедобывающим мусульманским странам. Удивительно, если исследователи этого не понимают. «У России нет друзей, кроме её Армии и Флота», – говорил своему сыну император Александр III. С тех пор ничего не изменилось (и не изменится). И никакими благими намерениями, никакой элите этого не исправить – это судьба, крест России. Эту «судьбу» не исправить никакими трактатами, об этом наши логики не знают? Или искренне заблуждаются? Периодически авторы извиняются, вроде бы не настаивая жёстко на своём мнении, приглашают к диалогу. Но это в частностях. А в серьёзных моментах мнение авторов однозначно, не приемлет советов со стороны – это настораживает.
Сказано: кто правильно понимает пророчества, тот сам пророк. Конечно никто этого от авторов не требует. Но почему-то в книге, аппелирующей к Богу, я не увидел ни одного пророчества православных святых о мире, о России, о монархии. А ведь их немало. Авторы о них не слышали, а может, содержание этих пророчеств невыгодны, не укладываются в их доктрину?
Посыл, что если «фундаменталисты» мира объединятся против Запада и свергнут цивилизацию мамоны, то всё будет хорошо, – ошибочен. Это блажь политического экуменизма. Хотя, можно сказать и более резко. Чтобы меня не обвинили в тенденциозном подборе информации, я не буду приводить здесь пророчество русских святых о том же Китае или высказывания духовного писателя С.А. Нилуса. Но почитайте хотя бы работу Э. Фромма «Иметь или быть» и подумайте о том, что будет с миром, если применить его теории «Радикального гуманизма» и «разумной достаточности» на практике.
Демократия и мамона – это лишь преамбула мировой диктатуры «древнего умного духа», который незримо стоит и за «правыми» и за «левыми» устроителями «справедливого мира во всём мире».
«Дьявол прячется в демократии», – утверждают публицисты. Из чего якобы следует: победим демократию, посрамим дьявола. То есть борьба с демократией – долг каждого христианина, его первостепенный долг в современном мире. Это или недопонимание сложности проблемы, или лукавство. Потому что «враг рода человеческого» не так прост. А демократия в своей основной, либеральной, форме отведённую ей роль отыграла (как и Америка) и отдаётся на растерзание ныне. Поэтому даже наши отъявленные либералы в последнее время озвучивают левацкие лозунги.
Что касается монархии, то она ведь может быть и не от бога, а на трон можно посадить того, с кем мы вроде бы боремся. О чём сказал в 1994 году в интервью В. Бондаренко митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн: «Я с некоторым страхом рассматриваю эту возможность. Моё мировоззрение апокалипсично. Приближается кончина века, весь ход событий свидетельствует о приближении «человека греха, сына погибели, противящегося и превозносящегося выше всякой святыни», по словам апостола Павла, то есть приближается тот, кого мы, христиане, называем антихристом. В этих условиях надо быть особо бдительными, дабы не дать увлечь себя лукавыми посулами и ложной благонамеренностью. Да, государством должен править помазанник Божий, монарх. Но не станет ли призванный впопыхах, без должного духовного разумения и соборного рассмотрения царь тем, от кого предостерегал нас Апостол, о котором сказано в Апокалипсисе?»
Монархический проект авторов не нов. В 1992-1998 годах при Б. Ельцине уже была попытка ввести монархию Гогенцоллернов-Романовых при регентстве Бориса Николаевича. Для чего были задуманы всенародное «покаяние» с похоронами в Петропаловловской крепости непонятно чьих костей, выдаваемых за останки царской семьи, и примирение «белых» с «красными». Тогда попытка «сверху» провалилась. Теперь по-новой, но уже «снизу»? Видно не случайно авторы заявляют, что не против возвращения на трон кого-то из потомков Романовых. Хотя известно, что эти «потомки» не имеют никаких прав на трон и в силу закона о престолонаследии и в силу измены царю в феврале 1917 года, а некоторые просто самозванцы. Все законные претенденты на престол в 1918 году были полностью уничтожены большевиками под руководством Ленина-Свердлова-Троцкого по настоянию мировой закулисы в лице Я.Шифа и компании (кстати, в цепи этих событий стоят также убийство Я. Блюмкиным германского посла Мирбаха и покушение на Ленина). Если достопочтенные авторы обсуждаемого трактата не в курсе этого или считают упомянутые события маловажными, то все их «метафизические», широкомасштабные «талантливые» изыскания гроша ломаного не стоят.
Вся эта ситуация напоминает мне радение русских масонов начало XX века, которые хотели поменять «неправильного царя»; заявляли о своей независимости от французских и английских «братьев», но почему-то отстаивали их интересы и сотрудничали с английской разведкой. В итоге оказались богоборцами и цареубийцами, разрушителями России…
«Сначала надо объединится против врага, а потом уже разбираться, что будет вместо демократии – возрождение СССР, восстановление монархии, введение диктатуры или разработка новой государственной модели». (Помогите нам спасти тонущий корабль, а потом мы вас либо повесим, либо расстреляем, либо за борт выкинем – так что ли?) За последние 16 лет мы это проходили уже не раз. Ни к чему хорошему такая постановка вопроса не приводила и не приведёт. Нас очередной раз используют или в качестве пушечного мяса, или в качестве массовки, а потом – кинут. Мало того, новая власть может в итоге оказаться хуже прежней. Хватит с нас напёрсточников от политики и провокаторов. Если уж объединяться, то с достойными людьми, с чёткими целями, с заранее оговорёнными ролями и т.д., а не с непонятными «инкогнито». Мне не нравится глобализация, но соратником антиглобалистов: троцкистов, гомосексуалистов, анашистов, экологистов и прочих неформальных интернационалистов быть не собираюсь. То же самое и по демократии – чуму не лечат сибирской язвой. Хватит нас использовать втёмную под благовидными предлогами.
Авторы «проекта» не устают повторять ту простую истину, что лечить надо причину болезни, а не следствие. Искать корень зла. Но тут же указывают ложную, по большому счёту, цель.
Восхищаться рыцарством и крестоносцами может на русской земле либо верхогляд, либо тайный поклонник орденов разного рода. И то и другое не годится для «русского проекта» однозначно. Победитель Ливонского ордена великий князь Александр Невский не просто так стал святым. Не просто так поход на Русь приравнивался римскими папами к крестовому походу. Авторы что хотят, пересмотреть нашу историю или некоторых святых объявить «неправильными»? А иначе шизофрения получается какая-то: прав и Александр Невский и крестоносцы, жаждавшие огнём и мечом насадить нам свою веру-католичество.
По мнению авторов, всех нас – русских, татар, евреев, казахов, грузин, европейцев, православных, буддистов, и иудеев, язычников – заколдовали. Заколдовали «невидимые злодеи», но новая элита (которую авторы соберут) нас расколдует, снимет чары демократии – и тогда всё будет хорошо. Это ерунда! Всё гораздо сложнее, глубже и серьёзнее, чем преподносится в книге «Проект Россия». А рецепт избавления от «чар» один и един – Церковь Христова…
Нельзя построить государственную систему без фундамента, а лучший фундамент – Вера, втолковывают авторы. Согласен, только вот вопрос: а что за вера?
«После продолжительных раздумий мы вынуждены констатировать: нет больше авторитета, чем власть от Бога. Вне зависимости от того, верим мы в Бога или нет, это вывод абсолютен». Для православных людей это ясно давно и не требует вынужденных объяснений и вымученных признаний. А вот то, что отцы «Проекта» верят во Христа как Бога – сомнительно. Для кого-то бог – мамона, для кого-то – великий архитектор вселенной, для кого-то – племенной божок.
После прочтения большей части книги всё явственнее проявляется недосказанность, двойственность позиции авторов. Но чётко прослеживаются два основополагающих момента. Первый: не настоящую монархию хотят восстановить оставшиеся неизвестными, а государство «по типу монархии», где монархия – центральный элемент, где соединено единовластие и демократия («самодержавный демократизм»?) Монархия и «типа монархии» – это две большие разницы. Второй момент: «один человек в любом случае управлять не сможет», и выбрать его на Земском Соборе народ (-«дети») не сможет, только утвердить. А бремя выбора возьмёт на себя некая «новая элита», «несчастные» по Достоевскому. И хотя авторы отделываются отговорками, дескать «мы» вмешиваться в управление не будем, становится понятно: при царе-марионетке править будут именно они. А царя можно будет менять раз в 30-50 лет, а то и раньше, если не будет соответствовать чаяниям «новой» элиты. «Мы предлагаем, новую государственную систему – царство, принцип – совмещение наследственности и выборности».
Это лже-монархия, форма без должного содержания, диктатура новой аристократии, некий «монархо-ленинизм». Но это лишь задача-минимум. А задача-максимум: «Создать условия для зарождения новой модели, впитавшей в себя всё лучшее, что изобрело человечество. Сначала на Руси, а затем и в других странах». Ни больше, ни меньше как «всемирный проект», о котором нам собираются поведать авторы в следующих книгах…
20 июля 2007 года ,
Александр Огородников, сотрудник Войсковой Православной Миссии
|